Основная информация
Особенности осуществления образовательного процесса
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, физическому.
Образовательный процесс осуществляется с учетом:
- организационных особенностей:
- национально-культурных традиций;
- регионально-климатических особенностей;
- материально-технической оснащенности ДОУ;
- предметно-пространственной среды.
В данной модели образовательного процесса представлено 4 блока, реализующихся по характеру взаимодействия взрослого с детьми, а также по способу организации развивающего содержания.
- Первый блок образовательного процесса, режимные моменты, включает в себя деятельность организационного, бытового характера, направленную на охрану жизни и здоровья детей, привитию детям культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, формированию понятия здорового образа жизни.
- Второй блок образовательного процесса «партнерский», содержит такие линии развития детей, как формирование культуры познания и развитие творческой активности. Она реализуется преимущественно в форме совместной свободной деятельности воспитателя с детьми, где взрослый занимает позицию инициатора и заинтересованного партнера. Чаще выбирая игру - как ведущий прием обучения. Форма организации детей может быть подгрупповой, индивидуальной и групповой.
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, и в осуществлении режимных моментов.
Она строится на:
- субъект - субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом (а не монологическом) общении взрослого и ребенка;
- продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;
- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).
Образовательный процесс в ДОУ строится на использовании современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка.
Современные технологии, используемые в ДОУ
Современные технологии используемые в ДОУ |
Особенности содержания технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ |
Здоровье сберегающие технологии В.Ф. Базарного |
§ создание условий для двигательной активности детей в соответствии с их возрастными индивидуальными способностями § создание условий для физического и психического благополучия детей |
Технологии развивающего обучения (ТРИЗ) |
§ активно – деятельный способ обучения § развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка § проблемное обучение |
Технологии личностно–ориентированного обучения и воспитания |
§ гуманно-личностный подход к ребенку § единство обучения и воспитания § педагогизация окружающей среды § педагогика сотрудничества |
Природосообразные технологии |
§ саморазвитие в процессе воспитания и обучения § учет сензитивности и спонтанности развития ребенка § предоставление условий для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры |
Игровые технологии |
§ в результате игровой деятельности формируется готовность к общественно значимой и общественнооцениваемой деятельности |
Технологии, основанные на эффективности управления организацией учебно-воспитательного процесса
|
§ дифференциация обучения на основе планируемых результатов § индивидуализация обучения § групповые формы обучения § коллективные способы обучения |
Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, в которой учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учетом гендерного воспитания.
- Третий блок реализуется в форме свободной деятельности детей, для осуществления которой взрослый должен создать развивающую предметную среду.
Свободная самостоятельная деятельность детей:
- каждый ребенок имеет возможность выбора деятельности по интересам;
- взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым.
Содержание самостоятельной деятельности детей - традиционные виды детской деятельности.
- Четвертый блок предусматривает участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и формы взаимодействия семьи и детского сада.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры: специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает определение результаты освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Это ориентиры обозначают направленность воспитательной деятельности взрослых и являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации и базируются на ФГОС ДО целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к основной программе.
Целевые ориентиры образования в младшем возрасте:
· Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вылечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
· Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
· Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
· Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
· Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
· Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
· Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
· Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
· Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
· С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
· Проявляет интерес к продуктивной действительности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
· У ребенка развита крупная моторика, он срамится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
· Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общения, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
· Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
· Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
· Понимает, что все люди равны в не зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
· Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
· Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
· Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
· Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
· желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
· У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
· Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
· Проявляет ответственность за начатое дело.
· Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
· Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
· Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
· Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
· Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представления о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
· Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
· Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
· Имеет начальное представление о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Система оценки результатов освоения основной программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Однако педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит педагогу оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В системе оценки результатов освоения основной Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования – аутентичной оценки.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
· строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий;
· информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка;
· результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на НОД).
Аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят много времени с ребенком, хорошо знают его поведение, а не обученные специалисты (психологи, медицинские работники и др.). Опыт педагога сложно переоценить.
Аутентичная оценка максимально структурирована.
Аутентичные оценки понятны родителям, которые становятся партнёрами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Педагогическая диагностика
Реализация основной Программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, фиксирующие индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
· коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
· игровой деятельности;
· познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
· проектной деятельности (как идет развитие детской индивидуальности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
· художественной деятельности;
· физического развития;
· слухового представления, речевых игр;
· театральной постановки;
· игры;
· мастер-классов;
· постановки кукольных спектаклей;
· драматизации сказок;
· проведения праздников;
· концертов, фестивалей, конкурсов.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Информация о реализуемых уровнях образования, о формах обучения, нормативных сроках обучения
Код, шифр | Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности | Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности | Уровень образования | Форма обучения | Срок получения образования | Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) | Практики |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основная образовательная программа | Основная образовательная программа | дошкольное образование | Не используется | 5 лет | Не указаны | Не указаны |
Информация о языках, на которых осуществляется образование (обучение)
Документ не указан
Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, в том числе информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами, по каждой образовательной программе и каждой профессии, специальности, в том числе научной, направлению подготовки или укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессиональных образовательных программ
Документ не указан
Информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования, каждой научной специальности с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям
Документ не указан
Информация о результатах перевода, восстановления и отчисления
Документ не указан
Информация об образовательных программах
Код, шифр | Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности | Уровень образования | Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности | Реализуемые формы обучения | Ссылка на описание образовательной программы с приложением ее копии | Ссылка на учебный план | Ссылки на рабочие программы | Ссылка на календарный учебный график | Ссылка на рабочие программы практик, предусмотренные соответствующей образовательной программой | Ссылка на методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса, а также рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, включаемых в ООП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Основная образовательная программа | дошкольное образование | Основная образовательная программа | Не используется | Ссылка | Ссылка | Ссылка | Ссылка | Ссылка | Ссылка |